Неділя, 05.05.2024, 12:22
Вітаю Вас Гість | RSS
Головна | Реєстрація | Вхід
ДЮСШ міськво м. Торез
Меню сайту
Форма входу
Категорії розділу
Мої файли [4]
Пошук
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 54
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Файли » Мої файли

Доклад 16.03.11 в ОблДЮСШ
31.03.2011, 13:48

Текст доклада на совещании директоров в ОблДЮСШ

«Психологические и методические аспекты сопровождения

 учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ

(из опыта работы)»

 

Вначале доклада хотелось бы рассказать о том, кто такой и чем занимается психолог в образовательном учреждении.

Психолог – это специалист в области закономерностей функционирования психики, того, что обычно связывают с восприятием, памятью, мышлением, вниманием, состояниями человека и многим другим. Специалист в области отношений, переживаний, коммуникации, развития и еще многого при должной подготовке.

Наша спортивная школа относится к городскому отделу образования и поэтому за основу деятельности психолога была взята модель работы практического психолога общеобразовательного учреждения. На момент создания психологической службы, в марте 2008 года, достойных альтернативных вариантов в доступном информационном пространстве не было найдено.

В своей работе практический психолог ДЮСШ руководствуется помимо Законов об образовании и Конституции, Конвенцией о правах ребенка, Этическим кодексом практического психолога, должностной инструкцией и годовым планом, утверждаемым директором ДЮСШ, после согласования в городском центре практической психологии и социальной работы. Существует разработанная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность практического психолога, и на ее основании он планирует работу на учебный год. Основной задачей психологической службы является содействие качественному протеканию учебно-тренировочного процесса.

Психолог это специалист с высшим образованием в области психологии, имеющий диплом государственного образца, назначаемый на должность директором и подчиняющийся непосредственно ему.

Основными направлениями работы являются: организация психодиагностической работы с учащимися, организация системы психологического просвещения тренеров-преподавателей, организация психопросвещения родителей, консультативная работа со всеми участниками учебно-тренировочного процесса.

Тренер рассматривается психологом в первую очередь, как педагог, воздействующий на детей. И большая часть работы психолога в ДЮСШ направлена на поддержку качественного и эффективного протекания процесса взаимодействия между всеми участниками учебно-тренировочного процесса (учащиеся, тренеры-преподаватели, родители, администрация).

Работа психолога осуществляется по плану, составляемому в начале учебного года. Она подразумевает систему мероприятий, направленных на реализацию поставленной цели, обычно обозначаемой как проблема, с которой работает психологическая служба. Вначале каждого года проблема формулируется психологической службой на основе аналитической работы по прошлому году и актуальных задач на текущий год. Итак, какая работа была проделана в этом направлении, какие мероприятия проводились:

– наблюдения на занятиях с целью отслеживания трудностей у учащихся, диагностические беседы с тренерами для отслеживания учащихся с трудностями в обучении;

– консультативная работа с тренерами по запросу (вопросы взаимодействия с воспитанниками, психологические вопросы тренерской деятельности);

– мониторинги (ежегодно): „Факторы эффективной тренировки”, „Влияние стимуляции на занятие спортом учащихся”, „Отношение между учащимися и тренером преподавателем”.

– семинары для тренеров „Психологические особенности дошкольного возраста”, „Психологические особенности младшего школьного возраста”, „Психологические особенности детей различных типов темперамента”, „Мотивация занятий спортом”, «Насилие. Виды и последствия», «Суицидальное поведение детей и подростков», «Феномен тревожности у спортсменов»;

– семинар для родителей на тему «Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

– лектории для родителей „Родитель и ребенок. Современный поход к воспитанию”, «Как общаться с ребенком»;

– организована работа стенда и «Почты доверия». Через почту доверия любой может анонимно обратиться к администрации или задать вопрос психологу, на который получит ответ на стенде;

– аналитический опрос удовлетворенности воспитанников отдыхом в летнем спортивно-оздоровительном лагере при ДЮСШ. Были также проведены тренинговые занятия по развитию навыков общения с учащимися лагеря;

– вначале учебного года проводились выступления в общеобразовательных школах перед учащимися на тему «Преимущества занятия спортом и учебы в ДЮСШ»;

– сделан доклад на городском методическом объединении практических психологов об участии в Международной научно-практической конференции „Личностные и ситуативные детерминанты поведения человека”;

– проведены экспериментальные исследования: пилотажное «Исследование связи уровня мотивации достижения с социометрическим статусом учащегося в группе» и «Исследование волевого усилия у учащихся-футболистов»;

– участие с докладом на тему «Опыт исследования волевого усилия у учащихся-футболистов ДЮСШ» в Межотраслевой научно-практической конференции «Формирование здорового способа жизни средствами внешкольного образования» (с публикацией доклада в материалах конференции);

Также были выпущены следующие печатные материалы:

– информационные брошуры о ДЮСШ (ежегодно), для распространения в общеобразовательных школах;

– памятки родителю по воспитанию ребенка;

– брошура-сборник „Психология деятельности спортивних судей” из серии «В помощь выпускнику»;

– методические рекомендации для тренеров-преподавателей „Психологические особенности детей различных типов темперамента”;

– брошюра для тренеров-преподавателей «Предупреждение суицидального поведения детей и подростков»;

– брошюра «Опыт исследования волевого усилия у учащихся-футболистов ДЮСШ»;

– профессиограмма судьи по спорту;

– методические рекомендации «Психологическая подготовка судьи по футболу» из серии «В помощь выпускнику».

Проделанная работа за прошлые годы и ее анализ  с учетом актуальных задач дали возможность организовать деятельность психологической службы ДЮСШ в 2010-11 учебном году следующим образом. Основной целью является сохранение психологического здоровья всех участников учебно-тренировочного процесса. Под психологическим здоровьем понимается полноценное функционирование и развитие человека в процессе его жизнедеятельности, умение находиться в состоянии активного динамического баланса со средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Приоритетными были выбраны направления:

1.                                   Ориентация тренеров-преподавателей и родителей на поддержку психологического здоровья воспитанников.

2.                                   Повышение уровня знаний тренеров-преподавателей и родителей в сфере психического и  психологического здоровья.

3.                                   Психологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса в  контексте ориентации тренеров-преподавателей на учитывание индивидуально-психологических особенностей учащихся.

4.                                   Практическая работа с учащимися по развитию саморегуляции.

В план работы включены следующие мероприятия:

– наблюдения на занятиях и диагностические беседы с тренерами для отслеживания учащихся с трудностями;

– проведение мониторингов «Отношение между тренерами и учащимися» (мониторинг проводится анонимно, результаты позволяют получить портрет из качеств тренера, что дает возможность тренеру вносить коррективы в свое отношение к воспитанникам), «Факторы эффективной тренировки»  (в нем выявляется то, что позволяет воспитанникам лучше заниматься спортом),  «Влияние стимуляции на занятие спортом учащихся» (выявляеся индивидуальная чувствительность к стимуляции во время занятий спортом);

– составление программы «Развитие саморегуляции» и индивидуальные занятия с воспитанниками по этой программе;

– семинары для тренеров «Психологическое здоровье», «Психогигиена детей и подростков»;

– лекторий для родителей «Психологическое здоровье ребенка»;

– составление методических рекомендаций для тренеров-преподавателей «Психогигиена и основы психологической саморегуляции» и брошуры «Психическое и психологическое здоровье человека».

Кроме этого, необходимо добавить, что работа практического психолога невозможна без поддержки директора. Широкие взгляды и ориентация на перспективу директора ДЮСШ Олега Станиславовича Сафонова, дают возможность психологической службе развиваться, вести инновационную и экспериментально-исследовательскую работу.

В названии доклада есть слова «из опыта работы», и осталась еще одна вещь, которой я хотел бы поделиться. Это высказывание Альберта Энштейна, звучит оно примерно так – «Вы никогда не решите проблему, если будете думать так, как те, кто ее создал». На практике я часто убеждаюсь в его истинности, по крайней мере, в консультативной работе. Это выражение позволяет мне легко принимать возникающие в работе сложности и видеть в них ресурс к развитию. И поэтому быть постоянно открытым новому, незнакомому опыту.

 

 

 

Практический психолог ДЮСШ Торезского гороо Д.А. Ясинов

г. Донецк

16.03.11

Категорія: Мої файли | Додав: safonov21
Переглядів: 1112 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Створити безкоштовний сайт на uCoz