Текст доклада на совещании директоров в
ОблДЮСШ
«Психологические и методические аспекты
сопровождения
учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ
(из опыта работы)»
Вначале
доклада хотелось бы рассказать о том, кто такой и чем занимается психолог в
образовательном учреждении.
Психолог
– это специалист в области закономерностей функционирования психики, того, что
обычно связывают с восприятием, памятью, мышлением, вниманием, состояниями
человека и многим другим. Специалист в области отношений, переживаний, коммуникации,
развития и еще многого при должной подготовке.
Наша
спортивная школа относится к городскому отделу образования и поэтому за основу
деятельности психолога была взята модель работы практического психолога
общеобразовательного учреждения. На момент создания психологической службы, в
марте 2008 года, достойных альтернативных вариантов в доступном информационном
пространстве не было найдено.
В
своей работе практический психолог ДЮСШ руководствуется помимо Законов об
образовании и Конституции, Конвенцией о правах ребенка, Этическим кодексом
практического психолога, должностной инструкцией и годовым планом, утверждаемым
директором ДЮСШ, после согласования в городском центре практической психологии
и социальной работы. Существует разработанная нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность практического психолога, и на ее основании он
планирует работу на учебный год. Основной задачей психологической службы
является содействие качественному протеканию учебно-тренировочного процесса.
Психолог
это специалист с высшим образованием в области психологии, имеющий диплом
государственного образца, назначаемый на должность директором и подчиняющийся
непосредственно ему.
Основными
направлениями работы являются: организация психодиагностической работы с учащимися,
организация системы психологического просвещения тренеров-преподавателей,
организация психопросвещения родителей, консультативная работа со всеми
участниками учебно-тренировочного процесса.
Тренер
рассматривается психологом в первую очередь, как педагог, воздействующий на
детей. И большая часть работы психолога в ДЮСШ направлена на поддержку
качественного и эффективного протекания процесса взаимодействия между всеми
участниками учебно-тренировочного процесса (учащиеся, тренеры-преподаватели,
родители, администрация).
Работа
психолога осуществляется по плану, составляемому в начале учебного года. Она
подразумевает систему мероприятий, направленных на реализацию поставленной
цели, обычно обозначаемой как проблема, с которой работает психологическая
служба. Вначале каждого года проблема формулируется психологической службой на
основе аналитической работы по прошлому году и актуальных задач на текущий год.
Итак, какая
работа была проделана в этом направлении, какие мероприятия
проводились:
– наблюдения на занятиях с
целью отслеживания трудностей у учащихся, диагностические беседы с тренерами
для отслеживания учащихся с трудностями в обучении;
– консультативная работа с
тренерами по запросу (вопросы взаимодействия с воспитанниками, психологические
вопросы тренерской деятельности);
– мониторинги (ежегодно):
„Факторы эффективной тренировки”, „Влияние стимуляции на занятие спортом
учащихся”, „Отношение между учащимися и тренером преподавателем”.
– семинары для тренеров „Психологические особенности дошкольного возраста”, „Психологические
особенности младшего школьного возраста”, „Психологические особенности детей
различных типов темперамента”, „Мотивация занятий спортом”, «Насилие. Виды и
последствия», «Суицидальное поведение детей и подростков», «Феномен тревожности
у спортсменов»;
– семинар для родителей на
тему «Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного
возраста»;
– лектории для
родителей „Родитель и ребенок. Современный поход к воспитанию”, «Как общаться с ребенком»;
– организована работа
стенда и «Почты
доверия». Через почту доверия любой может анонимно обратиться к администрации
или задать вопрос психологу, на который получит ответ на стенде;
– аналитический опрос удовлетворенности воспитанников
отдыхом в летнем спортивно-оздоровительном лагере при ДЮСШ. Были также проведены
тренинговые занятия по развитию навыков общения с учащимися лагеря;
– вначале учебного года проводились выступления в
общеобразовательных школах перед учащимися на тему «Преимущества занятия
спортом и учебы в ДЮСШ»;
– сделан доклад на
городском методическом объединении практических психологов об участии в
Международной научно-практической конференции „Личностные и ситуативные
детерминанты поведения человека”;
– проведены экспериментальные исследования: пилотажное
«Исследование связи уровня мотивации достижения с социометрическим статусом
учащегося в группе» и «Исследование волевого усилия у учащихся-футболистов»;
– участие с докладом на тему «Опыт исследования
волевого усилия у учащихся-футболистов ДЮСШ» в Межотраслевой
научно-практической конференции «Формирование здорового способа жизни
средствами внешкольного образования» (с публикацией доклада в материалах
конференции);
Также были выпущены следующие печатные материалы:
– информационные брошуры о ДЮСШ (ежегодно), для
распространения в общеобразовательных школах;
– памятки родителю по воспитанию ребенка;
– брошура-сборник
„Психология деятельности спортивних судей” из серии «В помощь
выпускнику»;
– методические рекомендации для
тренеров-преподавателей „Психологические особенности
детей различных типов темперамента”;
– брошюра для тренеров-преподавателей «Предупреждение
суицидального поведения детей и подростков»;
– брошюра «Опыт исследования волевого усилия у
учащихся-футболистов ДЮСШ»;
– профессиограмма судьи по спорту;
– методические рекомендации «Психологическая
подготовка судьи по футболу» из серии «В помощь выпускнику».
Проделанная работа за прошлые годы и ее анализ с учетом актуальных задач дали возможность организовать
деятельность психологической службы ДЮСШ в 2010-11 учебном году следующим
образом. Основной целью является сохранение психологического здоровья всех
участников учебно-тренировочного процесса. Под психологическим здоровьем
понимается полноценное функционирование и развитие человека в процессе его жизнедеятельности,
умение находиться в состоянии активного динамического баланса со средой в
ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Приоритетными были выбраны направления:
1.
Ориентация тренеров-преподавателей и родителей на поддержку
психологического здоровья воспитанников.
2.
Повышение уровня знаний
тренеров-преподавателей и родителей в сфере психического и психологического здоровья.
3.
Психологическое
сопровождение учебно-тренировочного процесса в
контексте ориентации тренеров-преподавателей на учитывание
индивидуально-психологических особенностей учащихся.
4.
Практическая работа с
учащимися по развитию саморегуляции.
В план работы включены следующие мероприятия:
– наблюдения на занятиях и диагностические беседы
с тренерами для отслеживания учащихся с трудностями;
– проведение мониторингов «Отношение между
тренерами и учащимися» (мониторинг проводится анонимно, результаты позволяют
получить портрет из качеств тренера, что дает возможность тренеру вносить
коррективы в свое отношение к воспитанникам), «Факторы эффективной тренировки» (в нем выявляется то, что позволяет
воспитанникам лучше заниматься спортом),
«Влияние стимуляции на занятие спортом учащихся» (выявляеся
индивидуальная чувствительность к стимуляции во время занятий спортом);
– составление программы «Развитие саморегуляции»
и индивидуальные занятия с воспитанниками по этой программе;
– семинары для тренеров «Психологическое
здоровье», «Психогигиена детей и подростков»;
– лекторий для родителей «Психологическое
здоровье ребенка»;
–
составление методических рекомендаций для тренеров-преподавателей «Психогигиена
и основы психологической саморегуляции» и брошуры «Психическое и
психологическое здоровье человека».
Кроме
этого, необходимо добавить, что работа практического психолога невозможна без
поддержки директора. Широкие взгляды и ориентация на перспективу директора ДЮСШ
Олега Станиславовича Сафонова, дают возможность психологической службе развиваться,
вести инновационную и экспериментально-исследовательскую работу.
В
названии доклада есть слова «из опыта работы», и осталась еще одна вещь,
которой я хотел бы поделиться. Это высказывание Альберта Энштейна, звучит оно
примерно так – «Вы никогда не решите проблему, если будете думать так, как те,
кто ее создал». На практике я часто убеждаюсь в его истинности, по крайней мере,
в консультативной работе. Это выражение позволяет мне легко принимать возникающие
в работе сложности и видеть в них ресурс к развитию. И поэтому быть постоянно открытым
новому, незнакомому опыту.
Практический психолог ДЮСШ Торезского гороо Д.А.
Ясинов
г. Донецк
16.03.11
|